понедельник, 28 марта 2011 г.

Ливия глазами очевидца-3


Прежде объясню, почему не поделился тем, что видел и испытал в Ливии, сразу по прибытии в Россию первым бортом МЧС – на грузовом самолете Ил-76. А также расскажу, почему я решил написать об этом сейчас.
Во-первых, весь поток дезинформации, который хлынул из рупоров ближневосточных, западных и отечественных СМИ в самом начале столкновений на востоке страны, поставил меня в тупик. Я не мог понять, почему в Твиттере и Фейсбуке с интервалом в 10 секунд появлялись сообщения, в которых говорилось о том, что «огнем охвачены все районы Триполи, что происходят стычки между полицией и мятежниками, а число жертв превысило 100 человек», в то время как я спокойно работал в офисе компании. Подумал сперва: «Пускай, в нашем районе все спокойно. Но за остальные ручаться нельзя». Решил проверить. Поговорил с нашими ливийскими водителями. Те в один голос сказали, что все в центре и районах тихо, никаких беспорядков. Им можно верить, ведь они целые дни напролет колесят по городу вдоль и поперек. И в дальнейшем, уже после эвакуации, я осторожничал, пытаясь выудить крупицы правды в плевелах лжи, которую охотно принимали на веру и муссировали наши телевизионщики. В итоге, из тупика я вышел, поняв, что стоит полагаться только на свои наблюдения и воспоминания, сообщения моих ливийских друзей, а также заметки наших сограждан, которым тоже довелось оказаться очевидцами ливийской драмы. И молчать больше нельзя.
Сегодня ровно неделя, как начались бомбардировки Триполи войсками коалиции. А перед этим в течение почти целого месяца шла тщательно спланированная психологическая атака, закончившаяся победой США. Стоит только задуматься – у кого еще хватит в наше время столько денежных средств и влияния, чтобы вести подобного рода широкомасштабную информационную войну, держать за пуанты руководства крупнейших информационных агентств!
На начало волнений в Киренаике в середине февраля в Ливии не было международных корреспондентов: вся свежая информация о положении дел на востоке страны, столкновениях полиции и мятежников поступала от катарского канала «Аль-Джазира». Ее подхватывали дубайский канал «Аль-Арабия», а дальше CNN, BBC, FRANCE24 и наши СМИ. 20 февраля, накануне начала беспорядков в Триполи, мы с друзьями ездили на Зеленую площадь. Там проводился митинг в поддержку Каддафи, аналогичный тем, что мы видели в предыдущие дни: несколько сотен оголтелых представителей молодежи размахивали зелеными флагами, выкрикивали самый распространенный лозунг тех дней: «Муаммар, Мухаммад, Ливия – и только!». По улице Омара Мухтара – центральной улице города – проносились автомобили, обклеенные плакатами с изображением Лидера. На капотах сидели отчаянные смельчаки, из окон выглядывали орущие парни и девушки в зеленых косынках. В центре площади были установлены широкие наземные баннеры со следующими надписями: «Аль-Джазира – приплод сионизма», «Катар лжет» и т.п. Проходящая мимо молодежь на них плевала. Неподалеку была обустроена импровизированная сцена, с которой доносился так любимый ливийской молодежью регги. Было много пьяных, что удивительно для ливийцев: они никогда не появляются в подобном состоянии в общественных местах. Создавалось очень грустное ощущение запустения и безнадежности. Этим ребятам из так называемых комитетов молодежи заплатило правительство за то, чтобы они вышли на улицы и побесновались для создания видимости народной поддержки Лидера. Так же как прозападные игроки, умело направляющие массовые настроения в нужное им русло, заплатили оппозиционной молодежи. Ведь стоит посмотреть на их лица – безыдейные, праздные, с пустыми взглядами – становится понятно, что тебя обманули. Это не героизированный революционный порыв кубинских парней и девушек, поддержавших барбудас в конце 1950-х гг., и не отважные протесты пражан 1968 года. Демонстранты с обеих сторон в ливийском конфликте – это кричащее «революционное мясо». А рядовые ливийцы – обычные рабочие, торговцы, менеджеры, клерки, инженеры – просто стояли в стороне от мятежа, спокойно и привычно выполняя свою каждодневную работу. Есть старая еврейская пословица: «Когда молодежь смеется, старость задумывается». Пока юные бездельники Киренаики митинговали, а тунеядствующая молодежь Триполитании пела заказные панегирики Каддафи, разумные ливийцы, далекие от политики и, возможно, далеко не все симпатизирующие Лидеру, но верные своему отечеству и охваченные чувством долга, просто работали. Потому что всем нужен хлеб, чтобы не умереть с голоду, все нуждаются в бензине, одежде, электричестве и водопроводной воде – вещах, о которых митингующие не думают.
Основная цель этапа информационной войны, развязанной против Ливии, состояла в том, чтобы посеять панику среди населения и, главное, среди иностранных граждан, работавших в Ливии. Ведь стоит иностранцам покинуть страну – можно без зазрения западной совести ее бомбить, не боясь международных скандалов, связанных с их возможной гибелью от натовских бомб. Главную же задачу западный истеблишмент с лихвою выполнил: внушил всему миру, что Каддафи – злодей, второй Хуссейн (кстати, это растиражированное сравнение лейтмотивом проходит в новостных сообщениях, аналитических статьях, ток-шоу). Вспомним непрестанно повторявшиеся кадры массового сборища в Дерне, проносящегося сквозь толпу автомобиля с вооруженными людьми. Эти кадры транслировали разные каналы – как отечественные, так и европейские – но место развития событий варьировалось: то это был Тобрук, то Адждабия, то Бенгази. Вспомним, на кого ссылались информационные агентства… На эфемерных очевидцев беспорядков, писавших о развитии событий в блогах и социальных сетях. И все сообщения носили устрашающий характер: массовая резня мирных жителей каддафиевскими наемниками, переполненные ранеными больницы, постоянные бомбежки… Дозвонились до нашего сотрудника из Бенгази через пару дней после начала беспорядков. Он сказал, что в городе все спокойно, открыты магазины, работают банки. Единственно, грязно и много мусора после оставленных мятежниками площадей и улиц. Еще замечание: обратите внимание, на кого ссылались информационные агентства, передавая сводку событий из Ливии. На организацию по защите прав человека “Human Rights Watch”, спонсируемую американским финансистом, филантропом и лоббистом Джорджем Соросом. В отношении Ближнего Востока организация ставит своей целью спонсировать борьбу против авторитарных режимов арабских стран. Спрашивается, откуда у них достоверная информация о событиях в Ливии, путь в которую для западных СМИ традиционно заказан?В медине
Войска Каддафи не бомбили Триполи, Международный аэропорт Триполи был открыт. Пока мы дружной колонной направлялись от посольства в сторону аэропорта, то не заметили ни одного признака разрушений – казалось, город живет в мире. И это несмотря на поджоги полицейских участков, ожесточенные перестрелки, пролетавшие трассеры и перекрытые искусственными заграждениями улицы и переулки в спальных районах города. В аэропорту проходила показная демонстрация в поддержку Каддафи. Было ощущение, что ряженные в зеленые одежды парни и девушки хотели доказать: «У нас все хорошо, не поддавайтесь провокациям. Не уезжайте». Встреченный мною в аэропорту знакомый военный переводчик из трипольского пригорода Таджуры сказал, что в то время, как «Аль-Джазира» передавала сообщения о беспощадных бомбардировках, «вокруг было настолько тихо, что было слышно, как поют птицы». Работники «Татнефти» в один голос заявляли, что там, на юге, в тысяче километрах от столицы, они и знать не знали о мятежах и столкновениях, происходивших в прибрежных районах страны. Как только им сообщили об эвакуации, они были в шоке. Зачем? Но по распоряжению руководства собрали что смогли из вещей, оставив, как и мы, все оборудование, аппаратуру, технику, и двинулись в сторону Триполи.
Между тем на центральных улицах города на утро после первой ночи столкновений мятежников с полицией валялись трупы, тротуары были окровавлены. В глубине души засела тревога – а что если и правда будет страшная война? Теперь, по прошествии нескольких недель после эвакуации, легко рассуждать о том, что нужно было остаться, держаться вместе, переждать беспорядки. Тогда, по моей теории, присутствие мирных иностранных граждан сдержало бы военную интервенцию США и Европы. Но что прошло, то прошло.
В десятых числах марта связывался с трипольскими друзьями. Они рассказывали о том, что город живет привычной жизнью. Работают банкоматы, банки, открыты магазины, школы. Звали обратно, с энтузиазмом говорили о том, что нам еще многое надо успеть сделать. Звонил им же несколько дней назад, уже после начала военной операции стран НАТО… Сообщают, что большинство убитых и раненых – мирные жители. Боятся выходить на улицу. Надеяться на то, что за них заступиться Россия и Китай (они ведь должны быть заинтересованы в помощи Ливии, они строили железную дорогу, работали над реализацией ряда крупных проектов в стране). Мои коллеги созванивались с нашими ливийскими сотрудниками. У одного погиб брат с семьей во время бомбежек Таджуры, второй мечется по городу в поисках продуктов питания, чтобы прокормить семью. Продовольствия в городе катастрофически не хватает. Таких историй сотни. Потому что так громко звучащая фраза «точечные бомбовые удары» - это ничто иное как мифологема. Да, мифологема современных власть предержащих, чтобы СМИ «скушали», а толпу не лихорадило от мысли о геноциде и угнетении права человека. Американскому, британскому, французскому солдату наплевать на мирных жителей какой-то там Ливии, о существовании или местонахождении которой он прежде никогда не знал (как, кстати, и абсолютное большинство наших граждан). Потому что Ливия в современную постиндустриальную эпоху развитых электронных СМИ никогда не была ньюсмейкером. И, прежде всего, потому что среднестатистическому солдату глубоко наплевать в кого стрелять и что бомбить. Если, конечно, он не кинематографический герой военного фильма, терзаемый угрызениями совести и чувством вины. Этому солдату привили пренебрежение ко всему, что связано с Востоком. Террористический Ближний Восток, угнетенная женщина Ближнего Востока – это тоже мифологемы современного общества. Если продолжать тему, то можно сказать, что наше сознание полно таких мифов, распространяемых и раздуваемых все теми же СМИ.
Выступления американских антиглобалистов в антивоенных демонстрациях против внешнего военного вторжения в Ливию также кажутся спланированными. США хочет показать, что у них помимо «ястребов» есть «голуби». Считаю искренними митинги греческой молодежи против войны в Ливии, антивоенные выступления египетских активистов в Каире. Хотя, наверно, я чересчур критичен. В конце концов, нам нечем похвастаться – отечественные профсоюзы и левые в стороне от акций международной солидарности.
Не хочу делиться прогнозами. Вообще, как говорил Эрнест Хемингуэй (и я с ним согласен), «нельзя писать о войне, как и о девушке, что она мать, пока она не разродится». СМИ торговали информацией, но забывали о правде. В погоне за сенсацией, они принимали на веру сомнительные сведения, и, в честолюбивом стремлении оказаться первыми, способствовали распространению лжи. Ситуация похожа на ту, что сложилась в начале войны в Южной Осетии, когда западная пресса под нажимом грузинских СМИ (не исключена поддержка тех же пресловутых США) обвинила Россию в развязывании военных действий на территории Грузии. Тогда, помимо основного фронта, был открыт электронный фронт в Интернете, в котором шла настоящая война отечественных и грузинских блогеров. Борьба протекала как на российских, так и на зарубежных сайтах, и мы, в конечном итоге, одержали победу. Сейчас снова пора выходить на международную арену и писать о правде и неправде в военном конфликте в Ливии.
В заключении, расскажу о настроениях внутри ливийского общества. Я проработал в стране 9 месяцев – не так много, как многие, но и не так мало, чтобы остаться безучастным к жизни ливийцев. Большинство поддерживает Каддафи, который является примером для подражания для многих мальчишек и гордостью ливийцев. Ведь он уже 41 год ведет страну по совершенно особому пути, претворяя в жизнь концепцию Джамахирии – власти народных масс. Пускай, теория, изложенная в небезызвестной «Зеленой книге», далеко не всегда совпадает с практикой (нет бесплатной раздачи продовольствия, исходя из фактических нужд населения; не реализована в полной мере концепция «вооруженного народа»; не соблюдается концепция собственности и т.д.). Но в стране проведены и проводятся популярные социальные реформы (о которых уже немало сказано в статьях наших журналистов), планомерно претворяется в жизнь не имеющий аналогов в мире проект «Великой рукотворной реки». В то же время у Лидера есть и своя разумная оппозиция. Она осуждает Каддафи за его баснословные денежные накопления в европейских банках, за закостенелость правящей верхушки, за отсутствие свободы слова. Молодежь смотрит телевизор, пользуется Интернетом, который открыл им весь мир, и начинает сравнивать экономическую ситуацию в Джамахирии с изобилием современных благ в Европе и Америке. Они осознают, что при грамотном расходе колоссальных средств, получаемых страной от одной только добычи нефти (около 50 млрд. долларов в год), страна может развиваться куда более быстрыми темпами: строить заводы, развивать городскую инфраструктуру, орошать большее количество земель, нежеЧасовая площадь в мединели чем это делается сейчас, тем самым укрепив продовольственную безопасность страны. Медленно продвигается развитие туризма, возможностей для которого в Ливии предостаточно. Старшее поколение припоминает безрассудные, на его взгляд, действия Каддафи, предпринятые им в 1970-80-ые, когда он вел войну с Чадом, оказывал военную поддержку угандийскому диктатору Иди Амину, устраивал публичные казни ливийских диссидентов из числа местной интеллигенции.
Со всеми минусами и плюсами, Муаммар Каддафи стойко и достойно держится у власти, в то время как его тунисский и египетский коллеги бежали из страны после начала национальных волнений. Бессовестная и лицемерная военная операция стран НАТО, хочется надеяться, сплотит враждующие стороны перед лицом внешнего агрессора. Но в одиночку им не выстоять. Обидно, что Каддафи предал его лучший друг Берлускони, что молчат правительства арабских стран, а Катар, наоборот, вероломно отправляет свои ВВС в поддержку войскам коалиции. Тяжелым камнем висит груз вины за то, что Россия не воспользовалась правом «вето» при голосовании за принятие 1953-ей резолюции СБ ООН, легко бросив на произвол судьбы своего важного экономического партнера и чуть ли не единственного оставшегося верного союзника на Ближнем Востоке. Видимо, у нашего руководства есть личные интересы в принятии такой равнодушной позиции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий